Войти
на сайт
Войти с VK ID

Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

«Помню времена, когда смотреть Реборн считалось крутым» © Кто-то.

Очень часто ностальгический фильтр играет с людьми злую шутку.
Перво-наперво задайтесь вопросом: застали ли вы «Реборн»? Если не застали, данный материал с лихвой компенсирует пробел в знаниях. Если застали и даже пересматривали, то всё равно прочитайте - лишний раз не помешает разочароваться в том, что вы когда-то любили, или ну хотя бы испортить себе аппетит, а то зря стараюсь что ли?
Рассуждая об «Учителе-мафиози/Репетиторе-киллере» нельзя обойтись без проведения параллелей с другими сёненами-современниками. Наиболее тесной в сравнении с прочими является связь «Reborn!» и «Bleach», второму ранее был посвящён аналогичный аналитический материал - спешите ознакомиться.

Каждому по Гуччи


По сложившейся традиции разбор начнётся с визуала, а дальше по отработанной схеме. Из вступительного слова вы уже могли для себя отметить, что статья написана если уж не в открыто сатирическом, то по крайней мере в юмористическом ключе - дело в том, что на такое творение японской мысли как «Реборн» без слёз не взглянешь. Как слёз смеха, так и слёз горя. Слёз, которые наворачиваются в первую очередь от качества визуального исполнения аниме.
Пока гиганты вроде «Наруто» и «Ван Писа» рвали эфир отличной для времени картинкой, а чуть позади уверенно подтягивался «Блич», «Реборн» стартовал ни рыбой ни мясом. Дабы не терять нить рассуждения, выстроим порядок разбора графической составляющей «Учителя-мафиози», а начнётся он с основ технической части. «Реборну» выпал шанс транслироваться во времена перехода от соотношения сторон 4:3 к 16:9, что, казалось бы, само по себе отличная возможность подтянуть качество картинки. Однако студия Artland, которая до «Реборна» ничего громкого не сняла (да и после, к слову, тоже), не смогла в полной мере раскрыть потенциал нового формата вещания. Спустя несколько лет картинка, естественно, стала лучше, однако лишь в плане детализации - общий фон вплоть до финальных эпизодов оставался «мыльным». К тому же, желанное соотношение 16:9 проклёвываются лишь на середине сериала - первую сотню эпизодов зрителю преподносят в слабо выглядящем 4:3. Это, опять же, не фатально для долгостроев вроде «Наруто» и «Ван Писа», у которых «вся жизнь впереди», однако сто серий «Реборна» - это как-никак целая половина. Масла в огонь подливает манга-первоисточник, которая, к слову, выглядит крайне солидно по сравнению с аниме.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Цуна в 4:3 - мыло мылом.

Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Цуна в 16:9 - виден прогресс, но всё ещё мыльно.

Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Им в противовес Цуна из манги.

Хромает и качество прорисовки в целом. Нет, всё не настолько плохо. Скорее так: можно было и лучше. Серьёзных персонажей вроде Хибари и Мукуро старались детализировать, над прочими же сильно не трудились, чаще всего банально заливая палитрой. Действительный плюс прорисовки «Реборна», бросающийся в глаза, это адаптация сцен сражений. Увы, здесь нет даже намёка на моушн как в «Бличе», уж тем более на качественный моушн уровня «Наруто». Зато невооружённым глазом видно, как меняется стиль изображения персонажей в бою по сравнению с повседневностью. К стандартным царапинам добавляются тени на волосах и блики на глазах, что делает просмотр батальных сцен куда более приятным.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

He protect.

Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

But he also attack.

От прорисовки сразу к стилю, который мало чем может удивить. Акира Амано, автор оригинальной манги, будто бы пытался скопировать стиль Тайто Кубо на протяжении всего времени работы над «Реборном» - настолько уж эта манга напоминает «Блич». От фактуры волос и глаз до выделения губ - повсюду прослеживается не слишком удачная попытка копирования. Под «не слишком» подразумевается частичный успех эксперимента со стилем на страницах чёрно-белой манги. В аниме же стиль «Реборна» никак не поспеет за быстро развивавшимся в те годы стилем «Блича».
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Цуна не может - Ичиго поможет.

Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Время от времени Хибари походит на персонажа «Bleach» больше, чем сами персонажи «Bleach».

И всё бы ничего - казалось, возьмёт «Реборн» опыт «Блича, только на пользу пойдёт - ан нет, и тут «Репетитору-киллеру» повезло облажаться. Речь, конечно же, о пропорциях, которые местами просто вымораживают своей неестественностью. Нарушающую мыслимые и немыслимые законы физики шевелюру Цуны вы уже могли наблюдать на скриншотах ранее. Тогда на ваш гуманный суд выносится дизайн Орихи… Киоко Сасагавы, отражающий все пороки стилизации женских персонажей в «Реборне» - безумные анимешные глаза прямиком из середины девяностых.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

В этих глазах можно утонуть. Буквально.

Впрочем, даже без придирок к авторскому своеобразию пропорций скудность дизайна персонажей всё так же прослеживается. Внешность подавляющего большинства - набор клише из других известных тайтлов. Словом, автор взял от других именно то, чего брать не стоило. А вот идею с интересными костюмами, например хаори из «Bleach», можно было и позаимствовать. Однако мангака посчитал ненужным одевать новоиспечённых мафиози в дорогие костюмы итальянского покроя. Его полное право и в той же мере наше право осуждать отсутствие интересных подходов к созданию героев.

Gangsta`s Paradise


Следом, не отклоняясь от традиции, музыкальная пауза - как обычно сравнительно короткая. Фоновый саундтрек «Реборна» есть за что похвалить - почти у каждого персонажа здесь есть собственная музыкальная тема, выделяющаяся из общего звукового потока и позволяющая опознать явившегося зрителю героя, если зазевавшийся зритель уже успел позабыть, кто перед ним. Однако то, что звуковое сопровождение нельзя отнести к минусу, отнюдь не значит, что его можно отнести и к плюсу. Музыка в «Reborn!» не дотягивает до играющих на струнах души саундтреков того же «Блича». Стоит выделить, пожалуй, единственную запоминающуюся мелодию из «Реборна», а именно тему «Tsuna Awakens», под которую главный герой входит в свой «крутой» режим.

Мелодия, знакомая даже тем, кто не знаком с «Реборном».

С заставками дела обстоят куда хуже. Студия как будто окончательно отвернулась от попыток мангаки взять лучшее от «Bleach» и не предприняла ни одной попытки создать опенинг или эндинг с искрами художественной ценности. В этом отношении «Reborn!» - скорее ещё один «One Piece», только хуже. Здесь герои точно так же бегают и сражаются опенинг за опенингом, при этом, в отличие от «Ван Писа», даже не пытаясь играть на зрителя и в открытую раскрывая сюжетные повороты. Другими словами, интро подкладывает зрителю свинью в виде спойлера. Об эндингах вовсе молвить нечего - там тёмный лес в форме слайд-шоу.
Песни однотипны и неоригинальны как текстом, так и исполнением. На фоне остальных более-менее приятным мотивом и желанием подпевать выделяется последний опенинг «Listen to the stereo».

Голос бы поприятнее, а в целом слушать можно.

Волшебная мафия


Подбираемся к самому обширному и вместе с тем больному разделу многих так или иначе негативных рецензий - описанию сюжета. Так уж вышло, что с «телом» конкретно этой истории дела обстоят хуже некуда. Арок в «Реборне» крайне мало - как и в «Бличе», здесь выделяют три важные саги, на каждую из которых, как водится, выделено по злодею и его свите. И вновь здесь перенята концепция «Bleach» - довольно слабый и предсказуемый финал одной саги становится катализатором к началу следующей. Опять же, как и в неоднократно упомянутом «Бличе», будь он уже неладен, главные герои историю практически не толкают. События вечно случаются с протагонистами по вине антагонистов, сами протагонисты не имеют совершенно никакой мотивации что-либо делать для развития сюжета, и это отлично показано в многочисленных эпизодах с унылой повседневностью. В конечном счёте фабула «Reborn!» строится по следующей схеме: появляется злодей, просит набить ему лицо, ему набивают лицо - тащите следующего. И так трижды, не считая миньонов.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Мы что, проходные?

Ещё одна «вредная привычка», доставшаяся «Реборну» от «Блича» - долгий разгон. Здесь дела обстоят даже хуже, чем в самом «Бличе», однако не так фатально, как в том же «Ван Писе». При просмотре то и дело натыкаешься на комментарии вроде «после 20 серии будет лучше» или «к 50 серии станет интересно», однако такого не должно быть вовсе. Действительно хороший сериал увлекает с первых же эпизодов - идеальные тому примеры «Наруто» и «Хантер», где вводной части уделено менее десятка серий. Завязка «Reborn!» же вызывает недоумение. Зрителя сразу окунают в водоворот странной повседневности с детьми-киллерами, волшебными огнями над головой и не менее волшебными пулями, попутно знакомя со сворой весьма сомнительных персонажей. Ладно бы всё доступно объяснялось по ходу повествования, однако объяснения того, как работает мир «Реборна», либо выглядят слишком размыто, либо отсутствуют как таковые. Зрителю просто предлагают смириться с тем, что есть как бы обычная мафия, а есть волшебная мафия. И если у обычной мафии обычные пистолеты, то у волшебной - волшебные. И эта волшебная мафия вроде как контролирует обычную, а ещё мафиози-волшебники заряжают некий… заряд (???) в некое… оружие (???), которое высвобождает силу… души (???), зажигая над пользователем всполох пламени. И всё это приправлено иностранными словечками на манер «Bleach», разве что здесь вместо испанского в почёте итальянский, и с терминами «Аркобалено», «Камбио Форма» и прочими названиями животных и предметов при просмотре сталкиваешься чаще, чем хотелось бы.
Возвращаясь к аркам, сама по себе история складывается следующим образом: герои готовятся получить кольца, герои отстаивают своё право на кольца, герои спасают мир кольцами. Одно плавно вытекает из другого, что является признаком наличия вменяемой структуры повествования. Хоть что-то здесь вменяемо, браво.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Ничего не понятно!

Способности героев также словно берутся из ниоткуда. «Reborn!» если в чём и отошёл от «Bleach», так это в подходе к сверхспособностям. И зря, ведь лор «Реборна» не настолько щедр, чтобы одаривать героев пафосными суперсилами. Так, по крайней мере, было в начале, пока мангака не сошёл с ума.
В «Реборне» мафия настолько сурова, что на ранних этапах своего становления сражается чем попало - комарами, дрянной едой, динамитом и битами - словом, нечто среднее между гоп-стопом и сбежавшими из психиатрической лечебницы. Чудо-даром не обделён только главный герой, но лишь поначалу. Всё меняется, когда в сюжет вводят волшебные кольца. Ладно волшебные пули и кольца - это ещё можно переварить, но когда герои сталкиваются с чудо-коробочками, из которых можно призывать чудо-оружие и чудо-покемонов, прежние методы борьбы благополучно забываются. Кому нужен динамит, когда есть устройство… которое выглядит как… наручи-бластер… стреляющее красным огнём?
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Мы в шоке, а Хаято смирился.

Однако лор, надо признать, у «Реборна» всё-таки поразительный. Пусть местами и банальный, но всё же не на пустом месте выдуманный. Будь у мангаки время, а у студии желание, история серий этак на 600 достойно бы раскрыла весь потенциал волшебной мафизоной системы, где всё почему-то пошло именно от Вонголы - семьи главного героя. И как бы скучно ни звучал рассказ о системе элементов и стихий, каждая из которых связана с другой и может либо слабеть, либо преобладать, идея сделать акцент на небе, связав силы героев (в том числе и призывы питомцев) с погодными явлениями выглядит заманчиво. Без учёта того, что вода здесь - это огонь. И электричество - тоже огонь.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Райан Гослинг и его огненно-электрический бильярд.

Под конец так вовсе на экране замельтешили русалки, динозавры и ангелы, что вызывает беспокойство за душевное здоровье автора или хотя бы за кризис его фантазии. В плане способностей у «Реборна» нет чёткой «волны», на которую можно настроиться, вроде мечей в «Bleach», дзюцу в «Naruto» и фруктов в «One Piece». Если история «Reborn!» развивается довольно предсказуемо, то схватки по ходу повествования наоборот выглядят слишком уж замысловато и в то же время бессмысленно. Почему так? Просто потому что. Когда у персонажа, который кроме как поеданием маршмэллоу по ходу сюжета больше ничем не занимался, появляется личный дракон, вырастают радужные крылья, которые вскоре меняются на непонятные грязевые потоки, никто в кадре или за ним не старается вам объяснить, какого здесь вообще творится. Вот творится и всё - ваш удел смириться.
По части персонажей у «Реборна» дела всё так же плохи. Если половина героев из команды Цуны выглядит как минимум карикатурно, другая половина будто бы всеми силами старается выбесить зрителя.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Трудно представить более раздражающего героя аниме.

Половина новой Вонголы будто бы взята из «Ван Писа» - все как на подбор страдающие на голову фрики, другая половина заимствована из «Блича» - заносчивые и высокомерные, но при этом нередко получающие по лицу. Все как на подбор шаблонны и не развиваются. Под развитием подразумеваются личные качества и рост над собой, а не волшебные силы, которые валятся каждому на голову с неба. Также прослеживается явная халтура в самом дизайне персонажей - и речь не про одежду, о которой уже было упомянуто, и не про наглым образом сворованные стили других крупных сёненов. Речь о полной идентичности десятого и первого поколений Вонголы. Естественно, автор таким образом стремился показать их схожесть и то, что десятое поколение достойно наследия предшественников, однако в данном случае рубеж, отделяющий приемлемый уровень схожести и пресловутое Ctrl+C-Crtl+V пройден.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Они…

Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Одинаковые!

В этой степи радуют разве что отношения между главными действующими лицами. Два лагеря - слизанные с «Ван Писа» и слизанные с «Блича» клише-мены то из кожи вон лезут, чтобы друг друга отметелить, то готовы до последней капли крови стоять за товарищей. Наблюдать за этой драмой как минимум забавно, а иногда и интересно.
Женские персонажи - ещё одна заметная слабость сериала. Ярым феминисткам «Reborn!» однозначно противопоказан, ведь здесь героини проводят всё экранное время либо за спинами парней, либо нянчась с ребятнёй, либо у плиты. Бьянки - единственная сильная (в первую очередь характером) героиня во всём аниме превращается в домохозяйку уже после первой трети сериала. Про двух других центральных героинь вовсе сказать нечего - обе выполняют роль потенциальной жены главного героя, при этом раскрытие романтических линий в сериале ожидаемо нулевое.
К счастью, помимо главных героев есть ещё и их противники. Или к несчастью, ведь злодеи «Реборна» не менее унылы. Про статистов и классическую злодейскую свиту рассказывать и нечего - они служат главным героям грушами для битья (а к финалу так и вовсе самоликвидируются из сюжета), другое дело - главные антагонисты, приковывающие к себе львиную долю зрительского внимания. Увы, из троицы «Мукуро/Занзас/Бьякуран» никого нельзя назвать по-настоящему интересным или качественно продуманным антагонистом. Первый хочет мести, а вместе с ней и силы; третий - силы, а вместе с тем и власти; Занзас же хочет и силы, и власти, и мести. Это выделяет его на общем злодейском фоне, придаёт его действиям более-менее вменяемый мотив. Занзаса можно назвать лучшим злодеем «Реборна» по правилу «безрыбья»: сам по себе образ «тейкера» банален, но уж получше мстителя или захватчика мира. В конечном счёте злодеи так или иначе переходят на сторону героев, что примечательно - без Савадотерапии. К сожалению, это не отменяет тот факт, что злодеи «Реборну» как будто для галочки. Тот же Бьякуран, сотню серий строивший козни из своего кабинета, в итоге покидает насиженное место и благополучно проигрывает главному герою за пару серий.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

Злодейский перформанс.

И как же в столь затянутом разборе не затронуть главного героя - Саваду Цунаёши, на которого грузом ответственности свалилась должность главы мафиозного клана. Обычный японский школьник вызывает интерес уже тем, что не стремится стать итальянским Хокаге или сицилийским королём пиратов. Напротив, Цуна рьяно пытается оградить себя и своих близких от криминального мира. Однако малыш Реборн не разделяет взглядов своего подопечного и верит, что когда-нибудь Цунаёши таки будет готов исполнить свой долг по праву рождения. Обычный японский школьник вызывал бы ещё больший интерес, расти он над собой. Но увы, в болоте статичных друзей тонет и Савада. Представленный зрителю в первой серии «бесполезный Цуна» по сути своей до самой последней серии остаётся «бесполезным Цуной», хотя заводит друзей и учится ценить узы - ведь какая-то поучительная составляющая в сёнене должна быть, иначе речь о художественной ценности продукта можно было бы оборвать до её начала. Зато, как заведено в длинных сёненах, Цуна интереснейшим образом совершенствует свои боевые навыки, модифицирует их и выжимает по максимуму из потенциала своего оружия. При всей «тряпичности» главного героя можно сказать, что он уровнем выше того же Ичиго, ведь помимо мотивации защищать своих друзей Цуна ещё и морально готовится стать лидером и «отцом» целой криминальной семьи.
Напоследок стоит упоминания само по себе исполнение оригинальной авторской задумки, то есть сюжетная адаптация сериалом манги. В идеале расхождений быть не должно, но читатель данной статьи уже сделал для себя вывод, что «Реборн» - аниме далеко не идеальное. Сериал не только перебивает приятный стиль мангаки убогой прорисовкой, но и меняет мелочи сюжетной составляющей - местами отсутствуют раны и кровь, персонажи ведут себя иначе, что уж там - некоторые моменты из манги банально пропущены в аниме. Стоит ли вдобавок ко всему вышеперечисленному добавлять, что сюжетная линия просто-напросто оборвалась с закрытием сериала, в то время как манга выпускалась ещё два года.

Последний выстрел


После своего отнюдь не триумфального завершения «Реборн» был практически сразу благополучно забыт. Даже при том, что манга продолжала выходить, фендом поклонников детей-мафиози стремительно угасал, хотя и на пике популярности артов с героями «Reborn!» и сторонней продукции вроде фигурок и видеоигр было так уж и много. Отдельные сообщества, однако, всё ещё поклоняются «Реборну» - ими движет гнетущее чувство ностальгии. И ведь действительно хорошие аниме не стираются из памяти людей так быстро - «Евангелион» двадцатник разменял, а наследие оставил мама не горюй. «Реборн» же не стал культовым, он вообще ничем толком не стал. Странная смесь из популярных сёненов и её совершенно нераскрытый потенциал - вот как можно условно охарактеризовать это аниме. Звезда «Реборна» закатилась давно и преждевременно, сериал так и не получил шанса прославиться, оставив от себя горстку самых преданных фанатов, для которых в любое время повторный просмотр «Реборна» оставался сакральным, крутым занятием.
Уже годом спустя после того, как мафию прикрыли, когда «Ван Пис» и «Ураганные Хроники» взлетели до небес, «Блич» достиг пика своей популярности, а японские телеэкраны заполонили короткие и адово популярные сёнены вроде «Синего Экзорциста» и «Вельзепуза», «Учитель-мафиози Реборн» канул в Лету. Хорошо это или плохо - с высоты прошедших лет нельзя сказать однозначно, но возвращаться к пройденному этапу эволюции жанра сейчас уже причин нет. Если только целью вашей жизни не является просмотр всех крупных сёненов в истории. В ином случае «Реборн» окажется лишь бесполезной тратой времени. Если же ваше сердце рьяно требует волшебной мафии, посмотрите «Бродячих Псов» или прочтите «Золотой Ветер». Не тревожьте покойника.
Аналитика #9: Reborn! - буду гангстером

6
Плюсы:
Потенциал лора
Хорошо поставленные битвы
Интересные взаимоотношения персонажей
Минусы:
Слабый визуал
Долгий разгон
Необоснованность вселенной
Карикатурно статичные персонажи
Сумбурный финал
Полная версия