Войти
на сайт
Войти с VK ID

Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Ещё с середины нулевых и далее год за годом интерес всего мира к японской анимации растёт, а фанбаза за пределами Японии (в самой Японии это проводится на более высоком уровне, нежели просто фанатском) выбирает для себя лучший тайтл года. И если с тем, что было до 2011 включительно, человек в здравом уме и трезвой памяти ещё согласится, то с 2012 по 2014 наступили, не побоюсь данной формулировки, «тёмные века» онгоингов, а социальные сети заполонили аватарки одиннадцатилетних фанатов и фанаток со всевозможными Кирито, Леви и Канеки.
Цель данного материала - сорвать маску оверхайпа с «Искусства Меча Онлайн» (далее САО), «Вторжения Гигантов» (далее АОТ) и «Токийского Гуля» (далее ТГ). Пройдёмся кратко по каждому, соблюдая хронологию.
Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Это захлестнуло все косплей-коны.

Кривые мечи - Sword Art Online


Концепция виртуальной реальности для аниме-сериалов не нова, однако САО можно считать одним из первопроходцев в жанре ММО-сеттинга, за что честь и хвала вовремя подсуетившемуся автору новелл. Действительно, огромное число аниме-подражателей, засылающих своих попаданцев в фэнтези-миры онлайн-видеоигр, возникло уже после дебюта САО, однако это не означает, что сам по себе аниме-сериал о злоключениях застрявших в виртуальном мире подростков ничуть не банален. Напротив - одной из самых раздражающих черт сериала, бросающихся первым делом в глаза, является убойная картонность главных героев и даже героев второго плана. Персонажи не растут, не развиваются, вообще никак себя не позиционируют - мы имеем картонного главного героя, просто крутого парня с крутой внешностью, крутыми силами, крутой крутостью, за которой ничего нет, а с ним такая же пустая смазливая главная героиня с её внешностью и… впрочем, на этом всё. За ними такой же набор дефолтных статистов - есть шутники, есть стесняши, практически не играющие никакой роли. Словом, над персонажами автору оригинала явно потеть не пришлось, герои-пустышки будто сошли с клишейных американских фильмов про старшую школу.
С сюжетом та же беда - огромная дыра хронометража между завязкой и развязкой практически пуста, между началом и концом почти ничего нет, тем более что сериал под завязку забит таймскипами, и даже первый сезон хочется дропнуть уже на середине, не говоря уж о продолжении со световыми мечами и винтовками, от которого воротят нос даже бывалые поклонники первой экранизации.
Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Не заставляйте меня на это смотреть.

О чём будет справедливо упомянуть, так это о качественной прорисовке и неплохом саундтреке, которые спасают аниме, но не покрывают в полном объёме тот ужас, что творится по ходу повествования.
Так вот, к чему всё идёт - если вы поклонник(ца) фэнтези, то наверняка видели вещи и похуже, мол кое-как тот же первый сезон потерпеть-таки можно. Однако это весьма и весьма среднее аниме никак не заслуживает бешеной популярности, обретённой в 2012 и сохраняющейся до сих пор благодаря различным спин-оффам и полнометражкам. Основная аудитория САО - подростки, это объясняет наличие невнятно поданного насилия и всевозможных сексуальных намёков, но даже не то что подросток - любой ребёнок рано или поздно обнаружит, что досматривает совсем не то, что начинал смотреть. На самом деле волной хайпа затронуло всех - от детей до взрослых, хотя САО можно назвать именно подростковым сериалом, не суть - в любом возрасте любой здравомыслящий человек поймёт, что если что-то нравится всем, это ещё не значит, что вот это самое что-то однозначно хорошее. Несмотря на свою уникальность на момент выхода, «Sword Art Online» - скучное аниме с посредственными персонажами и идущим в никуда сюжетом.

5
Плюсы:
Неплохо нарисовано
Поначалу интересно
Минусы:
Убогие персонажи
Пустой сюжет
Скомканная и сумбурная подача
Финал и продолжение


Каждому по ТАТАКАЭ - Attack on Titan


АОТ/SNK или же просто Шингеки в 2013 устроили ещё больший переполох, чем САО за год до них. Опять же, не совсем справедливо - да, на пустом месте такую популярность не наберёшь, но берёт АОТ в основном оригинальностью вселенной, на этом, в общем-то, всё. Поклонники аниме по всему миру тотчас влюбились в стильную форму разведкорпуса и поражающие воображения паровые устройства с лесками, однако вся эта прелесть утопает на фоне сеттинга средневекового… постапокалипсиса… где огромные голые мужчины… едят людей без видимой на то причины? Да, это действительно оригинально, в основном потому, что все мангаки, кому ранее в голову могла прийти такая мысль, сразу её отметали и бежали к психиатру на профилактический осмотр, пока очередь не дошла до Исаямы, который совершенно бездарно нарисовал очень странную мангу. Много разговоров в своё время водилось вокруг художественного стиля первоисточника, со временем автор даже научился рисовать, но это мало повлияло на общую ситуацию с мангой - главы выходят всё так же раз в месяц, что застопорило выход второго сезона аниме аж на 5 лет, которые правообладатели забили спин-оффами, рекламой, играми и сами знаете какими фильмами.
Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Look at this dude.

Возвращаясь к аниме, с ним примерно та же главная беда, что и с САО - очень странный стиль повествования первоисточника. Поначалу история Эрена и компании интригует, хочется больше и больше, но со временем зритель понимает, что история повернула куда-то не туда. Читавшие мангу уже морально готовы к тому ужасу, что ждёт зрителей второго сезона, ведь дальше сюжет не развивается, а просто катится по наклонной - умопомрачительные сюжетные повороты, над которыми фанаты ломали головы месяцами, получили скучнейшую и даже, не побоюсь выразиться, тупейшую развязку - секреты человечества и титанов оказались настолько унылыми и поверхностными, а сами титаны на какой-то момент вовсе пропали из повествования, предложив читателю скучный вариант «Игры Престолов». Да, мелькали и экшн-сцены, и моменты, заставлявшие сердце трепетать, но на пару сотен страниц таких моментов наберётся страниц 5-6. В общем, Исаяма не сильно-то балует фанбазу.
И снова к сериалу - исправив косяки первоисточника, художники нарисовали аниме великолепно, будто по несколько раз прорабатывая каждый кадр каждой серии. На выходе получилась отменная картинка как статичная, так и динамичная.
Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Не лезь - сожрёт!

Отдельных похвал достойна музыка - собственно, саундтрек их и заслужил невероятным количеством эпичных ремиксов. Что уж говорить о количестве пародий на убойный опенинг от Linked Horizon.

Стоит посмотреть хотя бы ради этого.

Но вернёмся к главной проблеме, а именно к сеттингу, который даже со всей напускной мрачностью постоянных смертей и расчленёнки зачастую вызывает улыбку, когда в очередной раз на экране появляется устрашающе нелепый голый мужичок, пытающийся поймать очередного человека. Зачастую аниме про зомби-апокалипсис и те выглядят серьёзнее и по-настоящему могут напугать. Завязка здесь, опять же, будто бы гарантирует продуманный и интересный мир, вводя три стены и жёсткую иерархию остатков человеческого общества, но вскоре выясняется, что за стеной кроме леса да полей с блуждающими по ним голыми переростками, в общем-то, ничего нет, и делать там совершенно нечего. В тексте я стараюсь избегать спойлеров, так что за другими факторами, указывающими на серость и нелепость созданного Исаямой мира, ныряйте в мангу или второй сезон.
Персонажи по-хорошему шаблонные - с одной стороны в них читаются банальные архетипы, с другой стороны их поведение в экстренных ситуациях выходит за рамки шаблона, из-за чего за той же троицей Эрен/Микаса/Армин интересно наблюдать.
В целом феномен «Shingeki no Kyojin» можно сравнить с, уж извините, вирусным мемом, который чем-то да цепляет толпу, заставляя навязчиво вспоминать отрывки из какого-либо видео или напевать засевшую в голове песню. В остальном это аниме никак нельзя назвать шедевром японского творческого гения. Твёрдо среднее, местами даже хорошее аниме, но не заслуживающее мирового помешательства.

7
Плюсы:
Завязка и персонажи
Прорисовка
Музыка
Минусы:
Абсурдный сеттинг
Деградирующий сюжет



1000-7 - Tokyo Ghoul


На десерт остался тот самый «Токийский Гуль» с его полностью противоположной АОТ ситуацией. Летом 2014 после старта сериала народ повалился читать мангу, а прилавки аниме-магазинов в течение полугода наполнились всевозможным мерчем с красноглазыми упырями - от футболок до масок. Первоисточник в самом деле плохим не назовёшь, манга оказалась на удивление приятной и интересной, при этом Ишида Суи, создатель ТГ, прыгнул выше собственной головы, выпустив сиквел с подзаголовком «re», который вышел и мрачнее, и загадочнее, и в общем да целом качественнее нарисованным.
Объективную причину же, по которой аниме-сериал превратился в событие года, определить сложно. Да, первоисточник был хорош, однако одной лишь завязки из 12 серий слишком мало, чтобы оценить масштабы трудов мангаки, да и сюжет у первой половины первого сезона довольно неброский и посредственный, но такой и должна быть завязка - просто представляющей персонажей и мир, который, кстати, по сути ничем не отличается от сотен альтернативных сеттингов с вампирами, которых в данном случае превратили в плотоядных гулей. Итак, на старте мы не имеем ни интригующей завязки (исключая первые пару серий, когда завязка ещё только «завязывалась»), ни оригинальности сеттинга (пусть и проработанного), ни броского саундтрека, зато имеем отличное визуальное исполнение - по крайней мере первого плана. Второй план у Studio Pierrot страдает, это знает любой ранее смотревший хоть одно их творение.
Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Отличный крупный план.

Всеми поруганный сиквел не войдёт в данный разбор, поскольку второй сезон, похеривший всё и вся, вышел уже в 2015. Первая экранизация была тем же бодрым среднячком, что и АОТ, глотком свежего воздуха среди гаремников и клонов САО, но с высоты 2017 года ничего феноменального в оригинальном «Токийском Гуле» не прослеживается.

7
Плюсы:
Приятно нарисовано
Цепляющие персонажи
Потенциал
Минусы:
Серость сеттинга
Долгий разгон
Блёклая музыка


Напоследок


А напоследок хочется сказать, что не угасла надежда на светлое будущее и вера в то, что когда-нибудь всё же свет увидит онгоинг с рейтингом 10/10, который мы давно заслуживаем. Собственно, «коронация» САО, АОТ и ТГ тоже своего рода испытание - этап, который должна пройти столь изменившаяся за пять лет зрительская аудитория. В последнее время наблюдается постепенное «возрождение», нарастание тенденции выпускать аниме пусть и соответствующее всем современным стандартам и требованиям, но при этом не уступающие качеством шедевры 2006-2011 годов. Те же «Ванпанчмен» 2015 года и «Re:Zero» 2016го вам в пример. На этой ноте хотелось бы закончить получившийся столь кратким аналитический очерк.
Аналитика #3: Мы их переоценили - SAO, AOT, TG

Незаслуженное занижение рейтингов!
Полная версия