Войти
на сайт
Войти с VK ID

Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

«One Piece» 20 лет - вот с такого факта стоит начать предисловие. За это время манга о приключениях пёстрой команды пиратов выбилась на первое место по продажам в Японии, год за годом сохраняя бешеную популярность и являясь своего рода современной классикой. Однако на западе повторить успех не удалось - мировые рейтинги активности фанбазы «One Piece» («Куска» в народе) прилично уступают той же франшизе «Naruto» и некоторым популярным, но менее вечным тайтлам-одногодкам. Чем же так хорош или так плох «Ван Пис»?
Цель данного материала - максимально объективно взглянуть на «One Piece» и рассмотреть каждый аспект данной франшизы для вынесения общего вердикта. Прежде всего эта статья для тех, кто ещё не знаком с сериалом и находится в раздумьях - приобщаться или нет, ведь количество эпизодов внушающее. Однако и бывалым фанатам не помешает по-новому взглянуть на «Кусок», открыв для себя что-то, с чем-то согласившись, а с чем-то нет. Предлагаю вместе порассуждать об одном из ярчайших гигантов сёнен-индустрии.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Собственно, виновники торжества.

Встречают по одёжке


При знакомстве с любым аниме ещё до того, как слух уловит звучание мелодий или мозг переварит хоть малую толику сюжета, пытливый зрительский глаз уже вовсю высматривает, что похвалить, а к чему придраться. Далее в тексте я намерен избегать спорного неологизма «рисовка», так популярного в сети и в то же время вызывающего шквал негодования со стороны отдельных персон, заменив его на гибкое «визуализация». Так вот, в общем и целом визуализацию можно разделить на две большие категории: стилистика и прорисовка (вот такое слово точно существует). Нельзя говорить о визуализации как о чём-то однозначном, здесь всегда существует грань между двумя её категориями.
Какую новость хотите: хорошую или плохую? Так и быть, начнём с грустного - стилистика в «One Piece» довольно хромая. И если основные персонажи выглядят худо-бедно сносно, то по героям второго плана можно вовсе лить слёзы. Но обо всём по порядку. «Кусок» - аниме по большей части комедийное (чего стоят одни «Энельфейсы»), поэтому нелепые губы Усоппа и престранные округлые глаза Луффи можно списать на комичность их образов. Что действительно удивит неподготовленного зрителя, так это пропорции. Расу рыболюдей трогать не будем - их выдумал магака, ему виднее. Сосредоточимся на людях и киборгах (всё же они отчасти люди). И первое, на что серьёзно стоит обратить внимание, это рост персонажей. Ода (автор манги «One Piece») использует приём прямого соотношения высокого статуса персонажа с его физическими данными. И снова не трогаем расу гигантов - им положено быть огромными, обратимся к неординарным персонажам-людям. К примеру, адмиралы (второй по важности чин в Морском Дозоре после адмирала флота), будучи людьми невероятно сильными, выглядят в несколько раз выше обычных людей. Рост адмиралов в битве при Маринфорде примерно одинаков, что отчасти подтверждает связь между одинаково высокими чинами и высотой посадки головы. На кадре ниже наглядно показана разница в росте между главным героем, чей рост составляет нормальные для среднестатистического молодого человека 174 сантиметра, и адмиралом Дозора.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Рост Кузана, как и прочих адмиралов, примерно равен трём метрам.

Примерно та же ситуация со второй «великой морской силой» - Корсарами (Шичибукай). Далеко за примером ходить не нужно - та же битва при Маринфорде, где самым низким Корсаром выступала Боа Хенкок при росте 191 сантиметр.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Дофламинго - 3,5 метра против Крокодайла - 2,5 метра на фоне простых дозорных.

Про Гекко Морию, чьё почти семиметровое тело утратило человеческие черты, а также про Бартоломью Куму, который чуть ниже Мории при тех же практически семи метрах, можно не упоминать вовсе.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

И как он передвигается с таким соотношением пропорций? Ну он же киборг!

Кстати о киборгах: не обойдём стороной и Френки, пирата из команды Соломенной Шляпы и одного из товарищей главного героя. Смотреть на пропорции его тела и до таймскипа было как-то неуютно, а после таймскипа превративший себя в эквивалент терминатора киборг едва сохранил человеческий облик.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Руки Френки - новое чудо света.

Отойдём от фантастики и рассмотрим более очевидные проявления неординарного подхода Оды к пропорциям человеческих тел, а именно фансервис. В «One Piece» практически отсутствуют женские персонажи с размером груди меньше третьего. Также для героинь Оды характерны стройные длинные ноги и до неприличия узкая талия - словом, за редкими исключениями практически все женские персонажи идеализированы.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Навигатор с параметрами 98-58-88.

Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

С-Сюжет.

Завершая рассуждение о стилистике, можно вернуться к тем же неестественным чертам лица - странные глаза, носы, губы или уши пусть и делают героев смешнее, но одновременно с этим и отталкивают своей отдалённостью от привычной зрителю нормы.
С прорисовкой в «One Piece» дела обстоят куда лучше, если не сказать совсем замечательно. Стоит понимать, что аниме выпускается уже более 15 лет и перерывов в вещании на ближайшие несколько лет не планируется, за такой колоссальный для сериала промежуток времени прорисовка менялась немалое количество раз, при этом сохраняя планку качества - и это огромный плюс. Основой каждой анимационной 2D-прорисовки составляют тени и блики, а также детализация. Разумеется, в масштабных сценах с участием массовки (люблю ссылаться на битву при Маринфорде) качество может незначительно упасть за счёт увеличения количества разных кадров вместо длительной фиксации на каком-либо одном. Это рядовое явление для японской анимации, и ругать тут нечего. Если привыкнуть к необычной стилизации, то просмотр «One Piece» доставит глазам удовольствие независимо от года выпуска серии - персонажи выглядят ярко и колоритно, текстуры окружения проработаны очень детально. Лучшего описания прорисовки, чем сами скриншоты из аниме, не найти.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

1999 год - естественно, тогда рисовали проще.

Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

2007 год - Второй Гир.

Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

2010 год - отлично нарисованный Эйс в Маринфорде.

Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

2014 год - с Ло всё в порядке, по крайней мере в плане прорисовки.

«One Piece» - это боевик, в котором важную роль играет проработка экшн-сцен. И если в первой четверти сериала битвы выглядят пошагово и скучно, то со временем аниматоры расщедрились на тщательную проработку битв. Динамику и качество можно оценить по AMV ниже.
На этой музыкальной ноте можно закончить рассуждение о визуализации.

Пиратские песни


Ещё один немаловажный аспект восприятия, о котором я уже вскользь упомянул, это музыкальное сопровождение. И тут сохраняется принцип деления на две категории: фоновый саундтрек и песни - опенинги с эндингами. Как и с прошлым пунктом, в одном «One Piece» преуспел, а в другом - наоборот.
Фоновая музыка прекрасно дополняет происходящее на экране, создавая необходимую атмосферу. Это, несомненно, плюс по сравнению с чтением манги.
За качественные инструментальные композиции «Куску» можно поставить хоть и не жирный, но плюс.
Обратная ситуация с опенингами и эндингами. Если эндинги мало кто смотрит, то опенинг - лицо сериала, и здесь всё не так радужно. Опенинги «One Piece» довольно длинные по хронометражу, однако невероятно однообразные. Песни с примерно одинаковым содержанием исполняются так же примерно одинаково, пусть и совершенно разными людьми. Опенинги яркие и красочные, как и само аниме, однако до ужаса похожие. Мотивы песен не запоминаются и не цепляют, сюжет буквально каждого опенинга в том, что герои либо куда-то бегут, либо плывут, изредка сражаются. Да, это весьма распространённое клише для опенингов сёненов, но студии не стоило принимать это за единственный и окончательный шаблон для каждой заставки. Не хотелось прибегать к сравнениям с другими сёненами конкретно в данной статье, но сейчас нельзя не упомянуть о «стильных», как их можно окрестить, опенингах - да, и в «Naruto», и в «Bleach» были банальные и неинтересные опенинги - именно на их фоне выделялись особенные, «стильные» заставки с частично отличной от оригинального сериала визуализацией, собственной оригинальной фабулой и западающими в голову мелодиями. «One Piece» этого напрочь лишён. Судите сами - включите любой опенинг в начале аниме, затем в середине и онгоинг - разницы не обнаружите.

Эндингам повезло больше - они не так однообразны, однако скудное разнообразие эндингов заключается в том, есть ли в них анимация или это банальное слайд-шоу с титрами.
Напрашивается очевидный мини-вывод: собираетесь смотреть «One Piece» - смело пропускайте опенинги и эндинги - сэкономите время, да и песня с видеорядом западут вам в душу с минимальной вероятностью.

Бесконечная история


Никакой однозначности и с главным пунктом в разборе анимационного долгостроя - сюжете (в данном разделе, как и, в общем-то, во всей статье, я максимально постараюсь избегать спойлеров). Наверняка вам доводилось натыкаться в сети на комментарии в духе «Кусок бесконечен» и «наши внуки досмотрят». А ведь подобные заявления недалеки от истины, ведь за 20 лет существования манги на данный момент сюжет завершён приблизительно на 70%. И это при том, что совершенно неясно, в какую сторону он (сюжет) вообще развивается. Казалось бы, у главного героя есть вполне конкретная цель: найти легендарное сокровище и стать королём пиратов. Однако Луффи только и делает, что кричит об этом направо и налево практически в каждой серии, на деле ничего для осуществления своей задумки не предпринимая. Путешествие к острову с сокровищем Роджера выглядит примерно так:
- Я стану королём пиратов!
*проплыв 2 метра*
- О, надо спасти это королевство!
*70 серий спустя*
- Отлично, отправляемся!
*проплыв ещё 2 метра*
- Кажется, у кого-то здесь неприятности! Задержимся на этом острове серий на сто!


И так далее - история развивается именно в таком ключе (и ведь не утрируя, всё на самом деле так) аж до таймскипа. Что самое страшное - нелинейность сюжета означает практически нулевую связь между арками, зритель как будто смотрит несколько разных аниме с одними и теми же героями. Скрашивает это умелое выуживание Одой старых героев для новых арок - когда Луффи встречает кого-то, кто не появлялся на экране уже серий двести, заинтересованный зритель ликует.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

One Piece be like…
И всё это - следствие ужасной затянутости повествования - собственно, в этом и кроется секрет удивительно долгой жизни манги. Ещё свежа в памяти «Алабаста», когда несколько минут сюжетного времени растянули практически на десяток серий. Что уж говорить, если первые триста серий Луффи только набирает себе команду. Арки настолько длинные, что соединяются в саги, наиболее яркой из которых является «Война Белоуса» - едва ли не единственная причина смотреть или читать «One Piece». «Триллер Барк» всё ещё выпадал из глобального сюжета, а вот с «Сабаоди» глобальный сюжет наконец проступает, правда обрывается после «Маринфорда», при этом не исчезая совсем, а видоизменяясь - в любом случае, причина визита Луффи на Дресс Розу более весомая и выглядит разумнее, нежели причина его визита в Скайпию. Рассуждая о сюжете, одно можно сказать наверняка: объективно, «Маринфорд» - лучшее, что случалось с «One Piece». Как бы вы тепло ни относились к «Эниес Лобби» или «Панк Хазарду», ничего до «Маринфорда» и после «Маринфорда» не было лучше самого «Маринфорда», ведь события той битвы перевернули мир, что соизмеримо со значимостью казни Роджера, и привели к таймскипу.
Возвращаясь к минусам затянутости повествования, помимо того банального факта, что зритель может заскучать при просмотре, есть и более весомые причины проматывать серии десятками в ожидании сюжетных сдвигов. Чтобы аниме понравилось зрителю, его нужно заинтересовать. Велика вероятность, что «One Piece» не захватит вас с десяти серий, со ста, да и двухсотые серии вам навряд ли покажутся откровением, благо если хоть к четырёхсотым эпизодам у вас проступит интерес. На фоне серости в сюжетном плане настоящим подарком для зрителя оказываются неожиданные схватки или повороты в целом, однако такие увлекательные и запоминающиеся моменты мелькают с частотой 1 интересной серии на приблизительно 50 непримечательных.
Желание окунуться с головой во вселенную «Куска» появляется довольно поздно из-за того, что подача лора осуществляется далеко не семимильными шагами. Мировое Правительство, Корсары и Ёнко, плоды и воля - даже спустя 20 лет об основах, составляющих мир «One Piece», известно не так много, как хотелось бы.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Таймскип минул уже давно, а что с глазом Зоро - до сих пор тайна.

Что уж говорить о раскрытии второстепенных персонажей, которое практически отсутствует - а зря, ведь персонажи - это то, что у Оды получается просто замечательно. Мангака создаёт неповторимые и интересные образы, далёкие от клишированных, но совершенно их не развивает - точнее, как показывает практика, для раскрытия отдельных героев время попросту ещё не пришло - но извините, 20 лет уже минуло, а про таких людей как Шанкс, Михоук, Драгон и многих других не известно практически ничего, при том что у каждого из команды Соломенной Шляпы прекрасно рассказанная трогательная история - ведь может же Ода, когда захочет.
Отдельного абзаца заслуживают основные злодеи арок, в которых интересно и необычно всё - от характеров и внешности до мотивов и способностей. Из-за этого становится ещё грустнее осознавать, что о прошлом таких харизматичных антагонистов как Крокодайл, Энель и даже Тич зритель не знает практически ничего. Нечего и говорить о второстепенных злодеях - приспешниках основных антагонистов арок, которых зачастую не только не раскрывают, но и изображают несерьёзно и смехотворно.
Если вам показалось, что у излишне растянутого повествования совсем нет плюсов, отнюдь - в «One Piece» практически отсутствуют филлеры из-за их фактической ненадобности. Те филлеры, что имеются, либо хорошо вписываются в основное повествование, либо являются пиар-кампанией полнометражных фильмов.
Ошибочно будет утверждать, что в «One Piece» плохой сюжет - в первой половине аниме его нет вообще, а всё повествование сериала при желании можно было бы сжать до 200, максимум до 250 серий без растягивания пары-тройки арок на 150 эпизодов.
И всё же в «Куске» есть особая магия - после просмотра этак 400 серий и принятия факта «у меня получилось осилить это» обратного пути нет - зритель уже привязался к персонажам и готов терпеть медленное развитие сюжета, лишь бы узнать, что станет с героями дальше. В отличие от других многосерийных сёненов, «One Piece» трудно бросить посередине арки.
Шикарный фан-трейлер так и мотивирует посмотреть.

Мерч или что осталось


За 20 лет истории бренд «One Piece» вышел далеко за рамки манги и аниме-сериала, о чём свидетельствует огромное количество всяческого мерча и сопутствующей продукции, что тоже стоит рассматривать при желании приобщиться ко вселенной или изучить её подробнее.
Мелкими сувенирами вроде подвесок не ограничиваются товары с символикой пиратов - бешеным спросом пользуются различные фигурки и статуэтки персонажей «One Piece», зачастую выполненные довольно качественно. Особенностью фигурок по «Куску» является то, что в отличие от других крупных сёнен-франшиз, в случае с «One Piece» вы можете найти качественную фигурку практически любого персонажа, неважно - первого плана или третьего.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Очень крутой Ло.
Печатная продукция тоже не ограничивается мангой: существует немалое количество книг и датабуков.
Более подробно стоит остановиться на ответвлениях аниме, а именно на полнометражных фильмах, обойдя спецвыпуски стороной. Первые 7 фильмов мало повлияли на судьбу бренда, будучи штампованными и однообразными, при этом никак не поднимая планку качества. 8 и 9 фильмы резко сменили направление развития франшизы, став рекапами арок аниме «Алабаста» и «Остров Драм» соответственно. 10 же фильм стал первым по-настоящему значимым проектом, на который стоит обратить особое внимание. Пускай сюжет был довольно прост, на пиар «Strong World» не поскупились, запустив мини-филлерную арку, проведя редизайн каждого героя и даже вписав в канон Золтого Льва Шики - главного антагониста фильма. Так 10 фильм получился первой качественной и действительно запоминающейся сайд-стори.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Пафосные ребята.

Фильм под номером 11 обычно никто не вспоминает, так как то был сомнительного качества CGI-мувик, выстреливший в Японии, но на западе не вызвавший практически никакой реакции. Зато следующий 12 по счёту фильм с подзаголовком «Z» стал не просто лучшим фильмом по «One Piece», но и самым настоящим откровением для полнометражных сёненов, набрав бешеную популярность. Простенькая фабула прошлых фильмов осталась в силе, однако сам сюжет завернули в увлекательную обёртку псевдоканона, при этом выведя качество визуализации и проработки экшн-сцен (коих было немерено) на такой уровень, какой не снился любым другим сёнен-полнометражкам, добавив щепотку драмы в боевик и снова проведя редизайн команды Соломенной Шляпы - словом, взяв всё лучшее от «Strong World». Итог очевиден - «Z» запомнили как лучший мувик по «Куску», чей успех не удалось повторить 13 фильму «Gold», который вышел неплохим, то есть на уровне 10го, однако на фоне прошлого мувика новый выглядел как-то тускло.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

От фильмов не совсем плавно я перейду к видеоиграм, которые, как и полнометражные фильмы, заняли свою нишу в адаптации аниме-сериалов. Из более чем сорока игровых тайтлов по «One Piece» на западе прижилось сравнительно немного - всего несколько последних. Старые игры, выходившие аж с девяностых, качеством не отличались, да и дальше Японии не расходились. И когда в середине нулевых файтинги по «Naruto» и «Bleach» уже вовсю штурмовали консольные платформы и вызывали непередаваемую радость у поклонников сёненов по всему миру, «One Piece» оставался в стороне. Ситуация изменилась только в 2012 году, когда на PS3 вышла первая часть «Pirate Warriors». Пусть это и не был файтинг, а классический beat `em up, игра прогремела как в Японии, так и на западе. Игроки отмечали отличную графику в катсценах, интересные уровни и сайд-квесты, а также QTE и увлекательных боссов. Собственно, первая часть «Pirate Warriors» стала лучшей «Pirate Warriors», поскольку сиквел и триквел по части адаптации сюжета и геймплейных нововведений увело куда-то не туда, и даже релиз «Pirate Warriors 3» на PS4 и PC ситуацию не спас.
Вторым значимым для игровой линейки «One Piece» релизом стал «Unlimited World Red», точнее его порт-ремастер на PS3 и Vita. Игра была не просто beat `em up, а практически полноценной RPG, в отличие от коридорной «Pirate Warriors» предложив игроку свободу действий и передвижения. Обилие персонажей, собственный проработанный сюжет и красочная графика сделали «Unlimited World Red» одной из лучших игр по «One Piece».
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Братья снова вместе.

Ожидаемый и обсуждаемый «Burning Blood» 2016 года выпуска ожидания оправдал не сильно. «Burning Blood» - первый современный файтинг по «One Piece» с максимально актуальными образами и приёмами персонажей, передовой графикой и релизом на всех актуальных платформах. Однако во многом игра подкачала: перво-наперво игроки отметили урезанную сюжетную кампанию - да, в файтингах сюжет зачастую - пустой звук, но он, как правило, присутствует, и да, «Маринфорд» - несомненно, лучшая арка, однако делать всю сюжетную кампанию адаптацией одного лишь «Маринфорда»… Простительно, если сам файтинг того стоит, однако же нет - игре не хватило динамичности сражений, чтобы догнать «Ultimate Ninja Storm 4» того же года по мотивам «Naruto» (где, к слову, сюжет был приличный) - битвы 1 на 1 в «Burning Blood» напоминали схватки в «Pirate Warriors» - красивые, но медленные. Играбельных персонажей было не так много, а упор на платные DLC и тихий онлайн вовсе чуть не похоронили игру.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов

Теперь против друг друга.

Кто пиратов любит


А теперь пара слов о фендоме, кстати, весьма спокойном и нерасторопным, как и сама манга. Здесь не кипят страсти по поводу сиквелов и спин-оффов, никто не рвёт друг друга за пейринги, зато огромный простор для фантазии и построения различных теорий, связанных с отдельными героями «One Piece» и лором в целом из-за той же медленной раскрываемости. Арты и AMV, гайды по играм и обсуждение манги - всё имеется, однако в довольно закрытом формате, за пределами фендома «Куска» о нём мало кто говорит. Любой западный человек, не смотрящий аниме, скорее скажет вам, кто такие Покемоны или Наруто, но навряд ли вспомнит пирата в соломенной шляпе. Да и сами поклонники «One Piece» признают, что «Кусок» на то и кусок торта, что уже не торт. После «Дресс Розы» уже не так интересно, как после «Пост-Маринфорда», да и «Голд» с «Burning Blood» не шедевры, а ждать, когда «One Piece» станет great again, придётся где-то аж до 25ой годовщины.

Подводя итоги


«One Piece» - сёнен, о котором не стоит судить слишком поверхностно. Это аниме нужно воспринимать как классику, но не как шедевр, не возлагая особых ожиданий и относясь как к весёлой и доброй истории, за просмотром которой можно дать мозгу как следует отдохнуть после трудного рабочего дня (или написания длинной статьи). Также «One Piece» не следует пытаться осилить залпом - лучше смотреть не спеша, делая короткие паузы, дабы интерес не пропадал, пусть просмотр затянется на полгода - это лучше, чем чувство тошноты после просмотра этак 30 серий подряд. Подобные аниме рассчитаны в первую очередь на то, чтобы порадовать и развеселить свою аудиторию.
Аналитика #1: One Piece - эпоха пиратов


7
Плюсы:
Качественная прорисовка
Неплохая фоновая музыка
Интересные персонажи
Мало филлеров
Минусы:
Отталкивающая стилистика
Слабые опенинги и эндинги
Излишняя затянутость сюжета
Слабое раскрытие героев и мира
Полная версия